Бережливый офис — Lean Office

Инженерные решения по внедрению системы постоянного совершенствования офисных процессов и оптимизации стоимости содержания офисных подразделений

 Цели внедрения Бережливого офиса

Бережливый офисСкорость работы офиса, количество ошибок и численность персонала непосредственно влияют на стоимость содержания офисов. Поэтому ключевыми целями наших услуг по внедрению инструментов Бережливого офиса является комплексное сокращение затрат на содержание офисов и выполнение наибольшего объема поручений в срок и меньшими ресурсами.

 

 

 

Область применения Бережливого офиса.

Задачи по повышению уровня своевременного выполнения поручений, оптимизации численности, повышению уровня взаимозаменяемости сотрудников, устранение скрытых и специальных офисных процессов, ошибок и переделок потери из-за которых могут составлять более 70% от общей стоимости содержания офиса актуальны для любой компании независимо от профиля деятельности. Поэтому инструменты бережливого офиса применимы для любых офисных подразделений и организаций сферы услуг, включая проектные офисы (НИОКР) и проектные институты для которых существует специализированный набор методов «Бережливого управления проектами Agile (Эджайл)», здравоохранение, образовательные организации.

Потери в офисе
— от неравномерной загрузки сотрудников;
— из-за нерационального и перегруженного документооборота;
— потери времени на поиск документов;
— от ошибок в документации и переделок;
— от использования устаревших версий документации и данных;
— от дублирования функций и документов;
— простои и ожидания от избыточных согласований,
— излишние перемещения от нерациональной организации рабочих мест;

Особенности создания Бережливого офиса.

Бережливый офис - Lean OfficeВ отличии о Бережливого производства, внедрение инструментов Бережливого офиса имеет 2 ключевых особенности:
— Во-первых, сложно увидеть непрерывный поток, т.к. большинство офисных процессов происходят на компьютерах и визуальное наблюдение не даёт достоверных результатов;
— Во-вторых, хронометраж рабочего времени (фотография рабочего дня) негативно влияют на людей (опасения, что это поиск лишних и потом последует сокращение). Творчество – главный атрибут большинства офисов.
— В-третьих, требуется гораздо больше времени на расчёт времени офисного цикла (если на производственном участке 1 неделя, то в офисном подразделении 1 месяц). Это прямым образом влияет на затраты и может снижать эффект.

Принципиальные отличия методов создания Бережливого офиса от Бережливого производства.

Внедрение инструментов Бережливого офиса принципиально отличается от Бережливого производства:

  1. В большинстве офисных подразделений продукция не выпускается, поэтому используя классификацию операций на добавляющие и не добавляющие ценность можно столкнуться с тем, что при картировании в офисе не будет ни одной операции добавляющей ценность и кажется офис не нужен. Однако это совсем не так!!! Просто недостаточно построить карту потока создания ценности, и классификация потерь не подходит для офиса.
  2. В офисе существуют так называемые по международной классификации специальные процессы – процессы которые может выполнять только один сотрудник. Если он в отпуске, заболел или просто в командировке, то ожидание и снижение скорости неизбежно. Выявить такие процессы ограничиваясь составлением карты потока (КПСЦ) и/или диаграммой «Спагетти» также не получится.
  3. Самое главное, инженерный и творческий потенциал людей — это не сборочная операция, которую можно стандартизировать на 100% и роботизировать. Специалист может находиться за компьютером несколько часов якобы не проявляя активности и изучать схемы, технологию, спецификации, но спустя это время выдать гениальное решение, которое сэкономит сотни тысяч и миллионы от нововведений в технологию или выведет на новый уровень систему взаимоотношений с поставщиками!!!

Любые карты потока, хронометражи, «Спагетти» и циклограммы без применения специальных инструментов Бережливого офиса никогда не выявят такого ценного сотрудника.

Поэтому оптимизировать офисную работу классическим методами бережливого производства без специальных инструментов не удастся. Более того, можно навредить и создать дискомфорт в коллективе офиса с ощущением постоянной напряженности и недоверия к работникам, что приведет к потере инженерного потенциала, снижению скорости и качества работы офиса.

Наши подходы при внедрении Бережливого офиса.

Мы сформировали принципиально новые подходы к внедрению Бережливого офиса, которые дополняют базовые инструменты Бережливого производства и позволяют преумножить инженерный потенциал без потерь:

  1. При создании Бережливого офиса мы применяем специальные инструменты визуального планирования и управления офисными процессами, расчета оптимальной нагрузки (Пул) и скорости работы офиса (Питч), выявления «узких мест» и оценки лимитов офисных мощностей, расчет буферных и страховых ресурсов.
  2. Мы создаем и внедряем наилучшую комбинацию методов бережливого офиса и экономического анализа для достижения максимальной эффективности.

 Этапы внедрения инструментов Бережливого офиса

1 Этап «Диагностика текущего состояния офисных процессов»

 Основное содержание работ по этапу

  1. Разработка форм учета данных о протекании офисных процессов (время цикла, остановки, задержки и незапланированные задачи).
  2. разработка системы сбора статистических данных о протекающих в офисе процессах.
  3. Анализ собранных статистических данных по маршрутам протекания, частоте и повторяемости процессов;
  4. Статистический анализ параметров колебаний (вариативности) времени цикла офисных процессов.
  5. Оценка текущего уровня ритмичности работы офиса и «узких мест» (бутылочных горлышек).
  6. Обучение рабочей группы (Lean – команды) методикам анализа данных, картированию офисных потоков, логистической диагностики складских процессов, оцифровке потерь и разработке Кайдзен-предложений.
  7. Картирование текущего состояния офисных потоков и выявление скрытых и специальных процессов.
  8. Разработка мер по улучшению (Кайдзен-предложений) и определение приоритетов для дальнейших проектов улучшений (вместе с рабочей группой).

Результаты этапа

  1. Персонал, обученный методикам анализа данных, картированию потока, логистической диагностики складских процессов, оцифровке потерь и разработке Кайдзен-предложений.
  2. Карта потока с указанием скрытых и специальных процессов, расчет (оцифровка) непроизводительных операций и потерь, перечень критических офисных процессов/операций, где снижается скорость и качество работы офиса.
  3. Перечень мер по улучшению (Кайдзен-предложений).

 Роль наших консультантов на 1-ом Этапе

  1. Разработка системы сбора статистических данных о протекании офисных процессов.
  2. Проведение всех статистических расчетов и подготовка аналитических отчетов.
  3. Проведение обучения рабочей группы (Лин-команды).
  4. Проектирование стенда визуального управления офисными процессами.
  5. Проведение картирования потока вместе с рабочей группой и оцифровка потерь
  6. Составление карты потока.
  7. Разработка мер по улучшению (Кайдзен-предложений) и определение приоритетов для дальнейших проектов улучшений (вместе с рабочей группой).

Примерная длительность этапа

От 2-х дней до 2-х недель (в зависимости от количества товарных позиций)

2 Этап «Внедрение инструментов бережливого офиса и устранение издержек»

Основное содержание работ по этапу

С учетом результатов, полученных на 1-ом Этапе «Диагностика текущего состояния» и оцифрованных уровней потерь, проводится внедрение следующих инструментов бережливого офиса:

Проблема Внедряемые нами методы для решения проблем
Проблемы с низкой скоростью выполнения заданий и срывами сроков. Создание стены визуального управления офисной нагрузкой «Канбан» (Kanban Board) и решения проблем (Elevator Board). Разработка и внедрение визуальных стикеров (Канбан-карточек) и схемы их движения. Устранение специальных процессов и внедрение инструментов выравнивания офисных потоков Хейдзунка. Введение классов обслуживания (приоритетности задач). Внедрение инструментов 5S (6S) для устранения потерь от нерациональной организации рабочих мест. Перепланировка рабочих мест и создание системных папок (баз внутрифирменных знаний)
Проблемы с оценкой эффективности работы персонала. Оценка офисных процессов по параметру потребительской ценности. Функционально-стоимостной анализ процессов. Ранжирование процессов по сложности и стоимости. Разработка матрицы компетенций персонала (Skill Matrix). Установление и визуализация (лепестковая диаграмма) ключевых показателей эффективности КПЭ (KPI) на основе потребительской ценности и уровня компетенций. Разработка системы стимулирования персонала на основе коэффициентов участия.
Требуется оптимизация численности Анализ вариативности объемов работ. Выявление пиковых нагрузок и спадов активности. Расчет оптимальной численности персонала. Поиск оптимальных режимов работы офисов с использованием метода планирования эксперимента (DOI). Организация взаимозаменяемости и перераспределение функционала сотрудников по потоку за счет смежных подразделений (Soko-группы).
Проблемы с качеством выполнения поручений Выявление коренных причин ошибок методами FTA, 8D, 6M, «5 WHY?», диаграмма «рыбий скелет». Внедрение инструментов статистического контроля качества процессов (SPC) LEAN SIX SIGMA, с использованием контрольных карт и контрольных листков для исключения появления ошибок. Разработка и внедрение стандартных операционных процедур SOP и карт стандартных операций для устранения потерь из-за высокой вариативности выполнения работ и отсутствия стандартизации последовательности операций.
Проблемы с качеством и сроками выполнения проектов и НИОКР Внедрение инструментов Бережливого управления проектами Agile (Эджайл), которые позволят увеличить скорость протекания офисных процессов, оптимизировать функционал и численность, сократить количество ошибок персонала.

Результаты этапа

  1. Повышение скорости и ритмичности работы офисов, Устранение издержек (потерь).
  2. Сокращение расходов на содержание офисов и достижение наилучших экономических показателей.

 Роль наших консультантов на 2-ом Этапе

  1. Комплексное сопровождение при внедрении методов бережливого офиса.
  2. Разработка алгоритмов внедрения методов и необходимой документации.
  3. Проведение производственных обучений и стажировок при внедрении методов.
  4. Оценка эффективности предпринятых действий.

Примерная длительность этапа

От 1-го до 4-х мес. (в зависимости от количества офисных подразделений)

3 Этап «Закрепление успеха и создание системы контроля»

 Основное содержание работ по этапу

  1. Установление ключевых показателей эффективности (KPI) работы офисов.
  2. Разработка методов контроля, включая периодичность, вид контроля, ответственность, полномочия и необходимую документацию.
  3. Создание системы мотивации и стимулирования офисного персонала для поддержания и постоянного улучшения процессов на рабочих местах.
  4. Организация выходов руководства на рабочие места (Гемба).
  5. Разработка комплексного плана контроля.
  6. Обучение членов рабочей группы системе и методам контроля эффективности работы офисов.

Результаты этапа

  1. Закрепление достигнутых улучшений и создание гибких офисных подразделений способных оптимально перестраивать свою работу под колебания объема задач с наименьшими потерями.
  2. Создание в компании команды профессиональных Lean – инженеров, которые способны самостоятельно реализовывать проекты улучшений и инициировать Кайдзен-деятельность в офисных подразделениях.

 Роль наших консультантов на 3-ем Этапе

  1. Установление ключевых показателей эффективности.
  2. Разработка методов контроля (кто, где, как, когда и с какой периодичностью проводит контроль).
  3. Разработка необходимой документации (планы контроля, контрольные листы для планового мониторинга и чек-листы для «летучего» контроля).
  4. Проведение производственных обучений и стажировок при внедрении методов бережливого офиса.
  5. Комплексное сопровождение при проведении контроля.

 Примерная длительность этапа

1 – 2 мес.

Наши проекты:

Slider