Наши инженерные решения по разработке и внедрению эффективных систем менеджмента качества образования.
Цели внедрения системы менеджмента качества образования по ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ 52614.2 и ISO 29990
Основная цель внедрения системы менеджмента качества образования – это создание необходимых условий в образовательной организации при которых качество подготовки выпускников будет опережать потребности рынка труда. Система менеджмента качества образования позволяет организовать комплексный мониторинг качества образовательных процессов и осуществлять высокопрофессиональную подготовку молодых специалистов, востребованных на рынке труда. Система менеджмента качества образования позволяет разрабатывать перспективные профессиональные образовательные программы и наполнять вариативную часть наилучшими практиками организации труда, производственного менеджмента, экономического и статистического анализа, прикладными методами управления качеством, инструментами Бережливого производства, Бережливого офиса и гибкого управления проектами.
Задачи системы менеджмента качества образования.
Внедрение системы качества по ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ 52614.2 и ISO 29990 позволяет образовательным организациям среднего и высшего профессионального образования решить следующие основные задачи:
— Создать эффективную внутреннюю систему оценки качества образования в условиях реализации Закона «Об образовании»;
— Подтвердить наличие эффективной системы управления образовательными процессами при проведении самообследования, лицензирования и аккредитации;
— Улучшить финансово-экономическую деятельность, повысить доходность ОУ за счёт увеличения притока финансовых средств от приносящих доход видов деятельности;
— Расширить спектр услуг и контингент учащихся по основному, дополнительному профессиональному образованию и обучению, востребованных на рынке труда;
— Постоянно повышать уровенья удовлетворённости учащихся и работодателей качеством профессиональной подготовки;
— Расширить партнёрство с работодателями, участвующими в образовательном процессе;
— Приобрести отличительные особенности своего ОУ для конкурентных преимуществ.
Подробнее..
Что даёт руководителю образовательного учреждения внедрение СМК
Для руководителей СМК по стандартам ИСО 9001, ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 – это эффективная система внутреннего управления, позволяющая постоянно улучшать содержание и уровень профессиональной подготовки обучающихся под конкретные требования заинтересованных работодателей, чётко распределить ответственность и полномочия сотрудников, обеспечить постоянный мониторинг качества работы структурных подразделений и преподавательского состава, совершенствовать организацию учебного процесса, обоснованно планировать финансовые средства на развитие учебно-методического, информационного, материально-технического оснащения.
Благодаря внедрению таких систем в образовательных организациях создаётся полноценный внутренний инструментарий контроля и оценки качества профессиональной подготовки, отвечающий современным международным стандартам и требованиям рынка труда.
Более того, изменчивость требований рынка труда и законодательства заставляет ОУ быстро перестраиваться, открывать новые востребованные специальности и обеспечивать качество обучения, экспериментировать с формами обучения. Обновлять нормативную и лабораторную базу и повышать уровень компетентности преподавательского состава, обеспечивать набор учащихся. При всем этом строго соблюдать требования государственных стандартов. Для эффективного контроля всех аспектов деятельности руководителю ОУ необходима полноценная, простая и гибкая система управления, в которой чётко распределены ответственность и полномочия сотрудников, установлены единые правила выполнения работ и объективные критерии оценки.
Для образовательного учреждения ИСО 9001, ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 – это стандарты, применение которых обеспечивает удовлетворение ключевых потребностей учащихся и всех заинтересованных сторон в образовании и последующем трудоустройстве. Если в ОУ такой уровень не достигнут, то студенты просто не придут учиться в это учреждение из-за низкого имиджа и качества обучения, отсутствия дальнейших перспектив с работой.
Что получают образовательные учреждения от сотрудничества с нами
- Создание в ОУ эффективной внутренней системы оценки качества образования, включающей измерение и анализ всех аспектов деятельности ОУ, влияющих на уровень профессиональной подготовки;
- Имидж ОУ как надёжного поставщика образовательных услуг;
- Отсутствие проблем при подготовке и прохождении лицензирования и аккредитации;
- Эффективные оценочные критерии и доказательную базу, которые необходимы для проведения самообследования и подготовки Публичных докладов;
- Современные методы выявления и повышения степени удовлетворённости работодателей, учащихся уровнем профессиональной подготовки и эффективные инструменты выявления конкретных требований заинтересованных сторон для формирования планов и программ подготовки, отвечающих этим потребностям;
- Расширение спектра предоставляемых услуг профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование и подготовку, востребованных работодателями и, как следствие, улучшение внебюджетной финансово-экономической деятельности;
- Переход на эффективные контракты с преподавателями и мастерами благодаря рейтинговой оценке качества их работы по объективным и измеримым показателям;
- Чёткое разграничение ответственности и полномочий всех сотрудников ОУ и прозрачность их работы;
- Устранение проблем и ошибок в образовательном процессе;
- Порядок во внутренней документации, включая контроль прохождения изменений к документам, и их исполнения;
- Расширение партнёрства с наиболее перспективными работодателями и вовлечение их в процесс обучения.
Особенности внедрения системы менеджмента качества образования в ОУ.
На первый взгляд внедрение СМК по ИСО 9001 в образовательном учреждении ничем не отличается от внедрения на любом предприятии.

Казалось бы стандарт один и требования одинаковы. Однако это в корне не верно: обучение — это далеко не производство продукции. Более того, стандарты ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 являются исключительно профильными и предназначены только для внедрения в сфере образования.
Как показывает практика работы наших инженеров, при СМК в ОУ следует учитывать следующие трудности:
— отсутствие в ОУ современных инструментов выявления ценности образовательных программ для работодателя;
— недостаточное количество мест осуществления практик;
— недостаточная прикладная подготовленность преподавательского состава для наполнения вариативной части программ подготовки современными методами организации труда, производственного менеджмента, экономического и статистического анализа, прикладными методами управления качеством, инструментами Бережливого производства, Бережливого офиса и эффективного управления проектами;
— наличие объемной внешней системы отчетных показателей мониторинга деятельности образовательных организаций.
С 2008 года наши услуги по внедрению СМК в ОУ в соответствии с требованиями ИСО 9001, ИСО 29990, ГОСТ Р 52614.2 – это, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому ОУ с учётом направленности реализуемых специальностей, сложившегося стиля управления, социального портрета региона и регионального законодательства. Благодаря этому в СМК отсутствует балласт документации общего характера и ненужные шаблоны, привнесённые извне и которые никому из сотрудников ОУ не понятны.
Такие услуги значительно шире по сравнению со стандартными предложениями внедрения ИСО 9001 и имеют ряд принципиальных отличий и нововведений, которые определяют эффективность применения СМК при оказании образовательных услуг.
Подробнее...
Благодаря этим отличиям и нововведениям в образовательных организациях:
- Повышается качество управления за счёт:
— установления конкретных (измеримых) целей процессов, подразделений, сотрудников и показателей оценки их достижения;
— проведения систематического сбора и анализа информации по установленным показателям. По результатам анализа вырабатываются мероприятия по улучшению деятельности ОУ и отдельных процессов.
- В работу всех процессов и подразделений ОУ внедряются современные методы качественной и количественной оценки удовлетворённости всех заинтересованных сторон с целью выявления коренных причин каких-либо несоответствий. Например, «Учебная работа» – методика оценки компетентности студентов, количественная оценка качества обучения, «Практика» – методика выявления мнений работодателей для внесения изменений в вариативную часть РП под конкретные требования, «Воспитательная работа» – методика оценка эффективности воспитательной работы в рамках реализации компетенций через исследование и анализ мнений студентов, и другие.
- Наводится порядок во внутренней деятельности ОУ: чётко регламентируются работа и взаимодействие сотрудников внутри ОУ, прозрачным становится объем работы каждого сотрудника и его ответственность. Упрощается документооборот за счёт унификации форм записей и их ведения.
4. Повышается мотивация сотрудников на качественную работу, т.к. выстраивается полноценный рейтинг по измеримым показателям с дальнейшей возможностью распределения надбавок).
Комплексное внедрение проектов
Для компаний, которые желают совместно с нами внедрить весь проект от начала до конца и требуется непосредственное участие наших инженеров на каждом этапе от диагностики и постановки целей до получения результатов улучшений.
Основное содержание:
- Диагностика текущего состояния и сбор исходных данных.
- Отбор проекта, постановка измеримых целей и показателей оценки.
- Формирование и обучение рабочей группы.
- Разработка плана реализации.
- Выполнение каждого этапа совместно с рабочей группой.
- Оцифровка полученных результатов и подведение итогов.
- Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию.
Подробнее о этапах...
Этапы внедрения системы менеджмента качества образования в ОУ
1 Этап «Подготовительный»
(2-3 недели в зависимости от масштаба организации)
Основное содержание работ по этапу
- Назначение рабочей группы по СМК и обучение на территории ОУ по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ 52614.2 и ISO 29990 (цикл тренингов и семинаров в удобное для организации время).
- Анализ сложившейся структуры управления и действующей в ОУ документации (по ходу обучения).
- Анализ разрывов между требованиями стандарта и существующей структурой управления.
- Определение приоритетов и последовательности разработки элементов системы.
- Составление внутреннего графика внедрения с распределением ответственных лиц за согласование разрабатываемых элементов системы со стороны образовательной организации.
- Разработка проектов основополагающих документов (политика организации, среда организации, цели на уровне организации).
2 Этап «Разработка документации СМК»
(2-3 мес. В зависимости от масштаба организации)
Основное содержание работ по этапу
- Определение состава процессов СМК и их взаимодействия во всей организации.
- Декомпозиция целей организации в цели процессов и распределение ответственности за их достижение.
- Составление карт процессов системы «как есть».
- Поиск внутренних «скрытых» процессов, не добавляющих ценности, выявление участков дублирования функций специалистов и «размытой» ответственности, анализ «повисших» входов и выходов.
- Разработка мероприятий по оптимизации процессов «как должно быть».
- Выявление критических областей и опасных факторов для выбора и внедрения оптимальных методов менеджмента риска и инструментов защиты от ошибок.
- Разработка недостающей документации системы, включая:
— установление ключевых показателей эффективности (KPI) процессов и их диапазонов измерений,
— разработку оптимальных алгоритмов работ и распределение ответственности,
— разработка недостающих форм записей (документированной информации),
— разработка правил контроля (кто, где, когда, как и с какой периодичностью проводит мониторинг).
- Внедрение инструментов статистического наблюдения за стабильностью процессов с целью снижения их вариативности и повышения качества работ.
- Внедрение методов описательной статистики для анализа трендов «хуже, лучше или никак» для выработки наилучших мероприятий по повышению эффективности.
- Регламентация проведения внутренних аудитов.
3 Этап «Внедрение системы менеджмента качества образования»
(2-4 недели в зависимости от масштаба организации)
Основное содержание работ
- Обучение и стажировка внутренних аудиторов на территории образовательной организации.
- Сбор и анализ отчетных данных по процессам.
- Оценка эффективности системы менеджмента качества образования при проведении анализа со стороны руководства и разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию.
- Подготовка и сопровождение внешнего сертификационного аудита (при необходимости).
«Шеф-сопровождение».
Когда компания самостоятельно внедряет проект и специалистам рабочих групп требуются отдельные консультации, помощь и внедренческие услуги наших инженеров по ходу проекта.
Основное содержание:
-
- Определение круга вопросов, по которым требуется помощь и поддержка.
- Подбор методов и инструментов для решения вопросов.
- Определение количества дней, необходимых для сопровождения (с выездом и без выезда на производство).
- Оказание поддержки с выездом и/или без выезда на производство.
- Подготовка отчета о сопровождении и достигнутых результатах с рекомендациями по дальнейшему совершенствованию.
Наши клиенты